Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕвфронаСлова на букву «Т» в энциклопедии Брокгауза и ЕфронаТелеграф экономическое значение

Телеграф экономическое значение в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Телеграф экономическое значение

— Применение электрического Т. и возрастающее из года в год распространение этого способа передачи известий по всему миру имеет огромное и разнообразное значение в экономическом, политическом и культурном отношении. Телеграфное сообщение, функционируя параллельно с такими усовершенствованными способами передвижения как железные дороги, морское и ручное пароходство, благодаря быстроте с которою им передаются известия, своевременно ориентирует промышленные и торговые сферы относительно производства товаров, их запасов, урожаев во всем мире, вызывает соответствующее передвижение товаров в те места и страны, где в них замечается недостаток, и тем обусловливает установление цен на продукты в мировом хозяйстве. Вместе с тем телеграф является превосходным орудием для управления хозяйственными предприятиями, разъединенными расстоянием, как в туземной, так и в международной торговле и средством для совершения биржевых операций (арбитраж) и регулирования кредитного и денежного обращения (повышение и понижение дисконта, перемены в вексельном и денежном курсе и т. п.). В политическом отношении значение Т. заключается в том, что он облегчает сношения центрального управления с провинциальными. В особенности незаменимы услуги Т. при сношении метрополий с отдаленными заморскими колониями, по большей части посредством подводных кабелей. Также незаменимы услуги Т. для регулирования движения железнодорожных поездов и для предупреждения о приближении штормов и ураганов на море и о наступлении тех или других стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т. п.). Нельзя, наконец, забывать об услугах, которые Т. оказывает современной прессе, и о той массе удобств культурной жизни, которые создаются победою над условиями пространства и времени, представляемою применением телеграфной передачи известий. Только в самое последнее время это значение Т. частью оспаривается другим средством передачи известий — телефонным, после того как в телефонах достигнуты усовершенствования, позволяющие применять их для дальних расстояний (Берлин и Вена, Петербург и Москва, Париж и Лондон). Управление телеграфами. Мысль о том, что Т., как и почта, должны находиться в управлении государства и составлять монополию казны, в настоящее время является в экономической науке общепризнанною. Но было время, когда этот взгляд разделялся далеко не всеми. В пятидесятых годах он настойчиво оспаривался манчестерской школой экономистов, которые и в области телеграфного хозяйства не хотели отступиться от начал экономической свободы. На практике до конца шестидесятых годов в Англии Т. целиком находился в руках частных компаний и, функционируя как частное предприятие, подчинен был только немногим ограничениям в интересах государственных и общественных; правительство выговаривало себе первенство при отправлении депеш, сохранение тайны содержания депеш, общий полицейский надзор и право выкупа телеграфа в интересах общественного благосостояния. В Соединенных Штатах Америки до настоящего времени вся телеграфная сеть принадлежит нескольким акционерным кoмпaниям, причем одно грандиозное общество — Western Union Company с номинальным капиталом в 45 млн. долларов — владеет 6/7 всех телеграфных линий Соединенных Штатов. Теперь во всех странах Европы, не исключая и Англии, Т. составляет монополию государства. Выясненные теорией и доказанные практикой преимущества постройки и эксплуатации телеграфных сообщений государством заключаются в следующем. 1) Прежде всего, государственное хозяйство в телеграфном деле представляет все преимущества промышленных предприятий крупного размера в отношении удешевления издержек постройки телеграфных сообщений и доведения до возможного минимума стоимости предлагаемых им услуг. Вместе с тем единство управления при государственном заведовании Т. на обширных территориях является существенным условием правильного функционирования и наиболее совершенной постановки телеграфного дела, так как точность и быстрота передачи телеграфных известий существенно зависят от единообразия манипуляций при приeмe и передаче депеш, eдинooбpaзия порядков телеграфной службы, одинакового типа телеграфных аппаратов и т. п. 2) В тех странах, где государство является хозяином в телеграфном деле, сеть телеграфных сообщений получает более правильное развитие, направление телеграфных линий более согласуется с интересами народного хозяйства. При проведении телеграфных линий государство сплошь и рядом может отступать от мотивов частнохозяйственного расчета и жертвовать коммерческими выгодами в интересах культурного развития отдаленных окраин государства и т. п. Так, между прочим, русское правительство строило и постоянно строит целый ряд телеграфных линий, в коммерческом отношении пока явно убыточных и по своей доходности не окупающих стоимости их содержания, но существенно необходимых для устранения разобщенности наших окраин с центрами России, для подъема их культурного развития; такова, например, недавно проведенная телеграфная линия на Мурманский берег, соединяющая гор. Александровск с его незамерзающей гаванью с С.-Петербургом. Впрочем, при обширности телеграфного хозяйства в руках государства линии, в экономическом отношении явно убыточные, в конечном результате не наносят ущерба государственному бюджету, так как бездоходность таких линий с избытком окупается высокою доходностью магистральных линий, соединяющих крупные центры промышленной и политической жизни. 3) При государственном управлении Т. система тарифов за пользование услугами телеграфного сообщения лучше может быть согласована с интересами всего общества, установлена однообразная и возможно дешевая такса, не допускающая изъятий и льгот в пользу отдельных крупных предприятий и фирм, которыми так злоупотребляют в специальных и договорных тарифах частные телеграфные компании. При этом лучше может соблюдаться телеграфная тайна и очередь в посылке поступающих телеграмм, чем в тех случаях, когда Т. находится в руках частных компаний. Частные компании избегают обыкновенно строить важные в культурном и экономическом отношении, но бездоходные телеграфные линии. Частные компании не склонны прибегать к понижению тарифов с целью привлечения населения к пользованию услугами Т. в расчете на повышение доходности в будущем, обусловливаемом предполагаемым увеличением спроса на пользование телеграфной передачей известий. Для частных компаний в телеграфном деле, если их несколько в стране, пропадает экономия единства управления, единообразия в постановке технической стороны телеграфных сообщений и организации работы служебного персонала и т. п. Конкуренция, которая обыкновенно является важным коррективом недостатков частнохозяйственных предприятий в других отраслях народнохозяйственной жизни, в области телеграфного хозяйства не приводит к желательным результатам. Сплошь и рядом она направляется на проведение магистральных линий между крупными промышленными центрами и городами, на устройство линий, пересекающих существующие уже телеграфные сообщения, с целью подорвать доходность последних. В результате эта конкуренция частных телеграфных компаний, направленная на оспаривание друг у друга наиболее доходных направлений телеграфных линий, приводит к непроизводительной трате труда и капитала, выражающейся в постройке соперничающих телеграфных линий между крупными центрами страны с полным игнорированием окраин. Отмеченные выше с точки зрения народнохозяйственных интересов недостатки частных предприятий в телеграфном деле в значительной мере сглаживаются в том случае, когда взаимная конкуренция отдельных телеграфных предприятий в стране приводит их в конце концов к соединению в одну или несколько крупных акционерных компаний, которые правительство путем особых концессий подчиняет основным требованиям публичного права, ограждающим интересы общества и государства в пользовании телеграфными услугами. Вообще в культурных странах мира государственная монополия в телеграфном деле имеет преимущество перед частными Т., но в странах некультурных, как, напр., в Персии, Турции и даже Китае, где чиновничий персонал крайне недисциплинирован и склонен к взяточничеству, правительственные Т. крайне неаккуратно ведут свое дело; европейские компании, организующие телеграфные сообщения, представляют в этом случае для публики несравненно больше удобств в смысле точности передачи депеш и соблюдения телеграфной тайны. Принципы управления при государственном заведовании Т. Когда государство само непосредственно является хозяином в области путей сообщения, в том числе и Т., оно может применить один из следующих принципов финансового управления. 1) Оно может создать в области транспорта учреждения для общего дарового пользования, причем расходы по содержанию их покрываются из общих государственных средств (налогов). 2) Государство может предоставлять пути сообщения к услугам всех желающих ими пользоваться всякий раз за определенную плату, которой в финансовой науке усвоено название пошлины, причем государство не задается целью извлекать отсюда доход. Так, например, таксы за пользование услугами почтово-телеграфных сообщений могут назначаться настолько низкие, что государство едва покрывает расходы по его содержанию или же получает очень небольшой доход, как это имеет место в Германии. 3) Наконец, государственное управление путями сообщения может принять форму публичного предприятия, основанного в расчете на получение коммерческой прибыли и увеличение государственных доходов. Что касается Т., то вследствие огромного различия в размерах пользования этим видом путей сообщения разных слоев населения применение к нему дарового пользования с отнесением расходов содержания Т. на счет средств государственной казны — было бы крайне несправедливою финансовою мерою: многомиллионная масса плательщиков налогов из народа вовсе не прибегает к услугам Т. Вместе с тем предоставление безвозмездно услуг Т. всем и каждому привело бы к неэкономному пользованию этим видом путей сообщения (для праздных переговоров и т. п.). 4) Применение принципа пошлин к телеграфному и почтовому сообщению выражается в том, что правительство ставит себе задачей создать возможно обширную и совершенную сеть сообщений с возможно большими удобствами для публики (с большим количеством станций в городах и сельских районах), жертвуя в значительной мере коммерческою прибылью в том расчете, что усовершенствование этих путей сообщения при удешевленном пользовании ими приведет к подъему народного богатства и к увеличению платежных средств народной массы, а в конечном результате — и к увеличению государственных доходов. В таком направлении принцип пошлин применяется в телеграфном деле в Англии и во Франции, а по отношению к почтам в особенности в Германии и Соед. Штат. Америки, где эти регалии приносят казне, сравнительно с Россией, небольшой доход. 5) Что касается частнохозяйственного принципа (чисто коммерческого расчета), то применение его к телеграфам уместно в тех случаях, когда данная телеграфная линия предназначена исключительно к услугам состоятельной части общества, для обеспечения пользования увеселительными прогулками и т. п., напр. телеграфная линия, проведенная в Швейцарии на Риги-Кульм. Телеграфные проводы. Пока проблема передачи телеграфных известий без проводов окончательно не разрешена, телеграфные линии с металлическими проводниками из железа, меди (напр. прямая линия от Рима до Берлина) или алюминиевой бронзы практикуются при проведении Т. над землею, под землею и по дну моря (морской кабель). Проведение надземного Т. стоит дешевле сравнительно с постройкою Т. подземного, но зато надземный Т. подвержен разным неблагоприятным влияниям погоды, ветров, бурь, гроз и т. п., прерывающим его действие, не говоря уже о большей доступности его злоумышленному повреждению (разрыв проволоки, порча столбов и изоляторов). Подземный Т. обыкновенно устраивается в больших городах в видах сбережения места, а также и на более обширных территориях, преимущественно для военных целей, так как телеграфные проводы под землею мало доступны внешним умышленным повреждениям. В Германии в 1877—81 гг. было проведено в разных направлениях, имеющих важное военное и политическое значение, 20 линий подземного Т. на протяжении 5470 км. Хотя постройка этого Т. обошлась дорого (5500—6000 марок на км), но содержание его стоит очень дешево — 50 пф. в год на 1 км, при огромных преимуществах непрерывности действия сравнительно с надземными Т. Подводный Т. В то время как устройство и упорядочение территориальных телеграфных сообщений было преимущественно делом правительств отдельных государств (за исключением Сев.-Амер. Соединенных Штатов и частью Англии), проведение и развитие сети подводных Т., обслуживающих важнейшую сферу сношений между отдаленными частями света, разделенными морями и океанами, является делом частной инициативы отдельных предпринимателей и акционерных компаний. После того как в 1850 г. удалось соединить подводным телеграфным кабелем Дувр и Кале, подводный Т. стал быстро распространяться и уже в 1 8 52 г. им были соединена Англия с Шотландией, Ирландией, Бельгией, Голландией, в 1854 г. Швеция с Исландией, Италия с Сардинией и Корсикой. Особенно больших усилий и потерь стоило проведение первой линии через Атлантический океан для соединения Америки с Европой. В настоящее время Америка соединена с Европой двенадцатью подводными кабелями, принадлежащими разным частным компаниям. Кроме того, подводный телеграф соединяет теперь все части культурного и некультурного мира (Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия и много отдельных островов). Из общей массы существующих теперь подводных Т. всего мира, состоящих из 1459 кабельных линий длиною в 300930 километров, 1141 отдельных кабелей протяжением в 36823 километра принадлежат тридцати трем государствам и их колониям, а 318 телеграфных кабелей протяжением в 265106 километров составляют собственность 318 частных компаний. Тарифы за пользование услугами морских T., в особенности по океанским кабелям, первоначально были очень высоки: в 1866 г. за передачу депеши из Америки в Европу в 20 слов платилось 10 фунт. стерл. (100 руб.), к 1872 г. она была понижена до 2 фн. стерл., теперь плата еще более понижена. Историю и статистику телеграфного дела в России — см. соотв. ст. Международное телеграфное бюро. В начале 50-х годов, когда началось развитие электрических Т., все более и более выяснилась необходимость общего разрешения многих вопросов, касающихся телеграфного дела. Представители телеграфных управлений различных государств собирались от времени до времени для этой цели, а в 1865 г. на конференции в Париже эти собрания были поставлены на более правильных основаниях. Первая международная телеграфная конференция состоялась в Париже в 1865 г.; затем следовали конференции в Вене в 1868 г., в Риме в 1871—72 гг., в С.-Петербурге в 1875 г., в Берлине в 1885 г., в Париже в 1890 г. и в Будапеште в 1896 г. Согласно конвенции, состоявшейся на международной телеграфной конференции в Вене, в 1868 г., учреждено международное бюро телеграфных правлений (постоянное местопребывание бюро в Берне), на обязанности которого возложено систематическое заведование всеми делами, относящимися к международной телеграфной службе. На основании статьи 16 этой конвенции "международное телеграфное бюро, состоящее под высшим началом главной администрации одного из договаривающихся государств, имеет целью собирать, приводить в систему и распубликовывать всякого рода сообщения, относящиеся к международной телеграфии, рассылать запросы об изменениях тарифа и служебных постановлений, извещать о принятых изменениях и вообще рассматривать все вопросы и исполнять по ним всякого рода работы в интересах международной телеграфной службы". Расходы по содержанию этого учреждения распределяются между телеграфными правлениями участвующих в конвенции государств. Согласно постановлениям конвенции требуется, между прочим, 1) предоставление преимущества правительственным и служебным телеграммам; 2) сохранение тайны содержания депеш, их быстрая передача и доставление; 3) ведение денежных расчетов между различными государствами. Государства, входящие в состав союза, предоставляют себе, однако, право задержать передачу частной телеграммы, содержание которой будет признано вредным для безопасности государства или противным законам страны, общественному порядку и нравственности. Каждое государство может по желанию примкнуть к составу международного телеграфного союза или выйти из него. Регламенты, составляемые конференциями, определяют: 1) способ писания телеграмм в отношении их ясности как на обыкновенном, так и на условном языке (буквы, цифры, знаки препинания, формы адреса и другие подробности); 2) способ счета слов; 3) тарифы по международной конференции; 4) знаки, употребляемые для передачи букв, цифр, знаков препинания и др. (знаки Морзе); 5) правила передачи телеграмм в случае повреждения линии и прекращения простых, нормальных путей сообщения; 6) доставку телеграмм по назначению адресатами; 7) правила для обмена транзитной телеграфной корреспонденции; 8) сроки хранения телеграмм и относящихся к ним документов. Статистические данные о протяжении телеграфных линий земного шара: Европа. Англия 800000 2840000 км Франция 400000 Германия 600000 Россия 300000 Австрия 250000 Италия 80000 Испания 20000 Бельгия 20000 Другие страны 370000 Америка Канада 200000 Соединенные Штаты 1000000 Мексика 30000 Бразилия 20000 4050000 км Аргентина 50000 Чили 20000 Перу 10000 Другие страны 2720000 Азия Английская Индия, Индокитай, Япония, Китай, Голландская Индия, Персия, Сибирь и др. страны. 500000 км Африка. Капская колония, Трансваалъ, Оранжевая Республика, Судан, Мозамбик, Абиссиния и Гвинея 300000 км 370000 км Алжир 18000 км Тунис 13000 км Египет 2000 км Марокко 11000 км Другие страны 16000 км Океания Австралия 70000 140000км Новая Зеландия 10000 Новая Каледония 10000 Другие страны 50000 Литература. Karl Knies, "Der Telegraph als Verkehrsmittel" (Тюбинген, 1857); Alfred de Foville, "La transformation des moyens de transport et ses cons equences e conomiques et sociales" (П., 1880); E. M uller, "Der Telegrafen betrieb in Kabelleitungen" (1890); O. Canter, "Technischer Telegrafendienst" (1892); Scho ttle, "Der Telegraph in administrativer uud finanzieller Hinsicht" (1883); журнал, издаваемый Международным телеграфным бюро с 1869 г., "Journal t elegraphique "; журнал "Archiv f u r Post- und Telegraphie", с 1876 г.; "Почтово-телеграфный журнал" (изд. Главного управления почт и телеграфов, с 1888 г.); "Почтово-телеграфная статистика" (ежегодное издание Главного управления почт и телеграфов). В. Левитский.

Возможно захотите узнать: Телеграф с.-петербургская газета, Телеграф экономическое значение (дополнение к статье), Бухара, станция Закаспийской ж. д..

Уважаемые посетители сайта!

На данной странице представлена информация о Телеграф экономическое значение в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Если Вы считаете, что допущены какие-то ошибки, прошу Вас написать об этом администрации сайта. Ошибочный запрос - jghtltktybt gjyznbz ntktuhfa 'rjyjvbxtcrjt pyfxtybt d ckjdfht ,hjrufepf tahjyf. Такие ошибки обычно происходят, когда при вводе запроса в строку поиска пользователь забыл сменить раскладку клавиатуры.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://brokgauz-efron.ru/100066/
  • HTML-код ссылки: <a href='http://brokgauz-efron.ru/100066/'>Телеграф экономическое значение</a>
  • BB-код ссылки: [url=http://brokgauz-efron.ru/100066/]Телеграф экономическое значение[/url]

© 2018, Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона