Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕвфронаСлова на букву «Ф» в энциклопедии Брокгауза и ЕфронаФаворский свет

Фаворский свет в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Фаворский свет

тот таинственный свет, которым просияло лицо Господа И. Христа при преображении (просияло лице Его, как солнце, одежды его сделались белы, как свет: Матф. XVII, 2; ср. Марка IX, 3 и Луки, IX, 29). В XIV столетии на Афоне, а затем и во всей греческой церкви возник по вопросу об "умной" молитве и Фаворском свете любопытный богослово-философский спор между Варлаамом Калабрийским, Никифором Григорой, Акиндином, патриархом Иоанном Калекой и др. с одной стороны и прп. Григорием Синаитом, прп. Григорием Паламой, митрополитом Солунским (1297—1360), монахом Давидом, Феофаном Никийским, Николаем Кавасилой и патриархами Калмитом и Филофеем — с другой. Последние принадлежали к защитникам так называемого "умного" делания — особого вида молитвенного созерцания или так называемого исихазма. Противная партия считала такое созерцание делом не христианским, называла исихастов омфалопсихами (т. е. пупоумами) и признавала свет на Фаворе светом созданным для просвещения апостолов и бесследно исчезнувшим. Она рассуждала по силлогизму: все видимое — создано, свет на Фаворе был видим, следовательно он был создан. Исихасты или "Паламиты" видели в Ф. свете таиственное проявление Божественной славы, "Света присносущного". Борьба, в связи с переменами на императорском троне и попытками соединения церквей, продолжалась долго и упорно (соборы 1341 (два), 1347, 1351 и 1352 г.) и окончилась победой партии Гр. Паламы уже по его смерти. Учение его было признано истино православным на соборе 1368 г., и сам он причислен к лику святых. Большая часть документов и сочинений той и другой стороны еще не изданы: из 60 сюда относящихся сочинений пр. Григория Паламы напечатано лишь одно — ????????. Взгляды на борьбу варлаамитов и паламитов различны: И. Е. Троицкий, П. В. Безобразов, А. С. Лебедев считают ее борьбой белого духовенства с черным, борьбой, проявившейся еще в XIII веке, в деле так назыв. арсенитов;О. И. Успенский видит в ней борьбу аристотеликов с неоплатониками и сближает исихастов с богомилами; К. Радченко находит здесь борьбу западной рационалистической схоластики с восточной мистикой. Кое-что в учении исихастов сходно с учением западных мистиков Эригены и Эккарта. Учение их вошло в известный монашеский сборник "Добротолюбие" и выразилось у нас на Руси впервые в учении великого старца пр. Нила сорского, основателя скитского жития в России.Литература. Игум. Модест, "Св. Григорий Палама" (Киев, 1860); Ф. И. Успенский, "Очерки по истории Византийской образованности" (СПб., 1892); Krumbacher, "Geschichte der byzantinischen Literatur" (Мюнхен, 1891, 100 — 105); Радченко, "Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием" (Киев, 1898); Сырку, "К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке" (СПб., 1899).

Возможно захотите узнать: Фаворский, Фавр Адольф, Цомакион.

Уважаемые посетители сайта!

На данной странице представлена информация о Фаворский свет в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Если Вы считаете, что допущены какие-то ошибки, прошу Вас написать об этом администрации сайта. Ошибочный запрос - jghtltktybt gjyznbz afdjhcrbq cdtn d ckjdfht ,hjrufepf tahjyf. Такие ошибки обычно происходят, когда при вводе запроса в строку поиска пользователь забыл сменить раскладку клавиатуры.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://brokgauz-efron.ru/105593/
  • HTML-код ссылки: <a href='http://brokgauz-efron.ru/105593/'>Фаворский свет</a>
  • BB-код ссылки: [url=http://brokgauz-efron.ru/105593/]Фаворский свет[/url]

© 2018, Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона