Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕвфронаСлова на букву «Х» в энциклопедии Брокгауза и ЕфронаХарран

Харран в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Харран

известный г. Месопотамии, в 9 часах пути от Едессы, на р. Гуллабе, на месте пересечения дороги из Дамаска с путем из Ниневии в Кархемиш и Арпад. Может быть, его имя стоит в связи с таким положением (вавил. harranu — дорога), но, во всяком случае, последнее обусловило его торговое и культурное значение. Это был один из древнейших центров вавилонской культуры, и притом, самый западный. Процветавший здесь культ бога Сина (см.) был в X. общим с Уром (см.). Возможно, что еще в глубокой древности X. был центром особого царства, распространившего вавилонскую культуру в Каппадокию и Ассирию и вошедшего впоследствии в состав Митанни (см.); недостаток археологических данных не позволяет идти дальше предположений: не было правильных раскопок и только Леярд случайно открыл в этой области — в Арбане, на Хабуре — развалины дворца патеси (см.). Авраам, переселяясь в Ханаан из Ура Халдейского, останавливался в этом втором городе Сина (Быт. XI 31, XII, 4), где и умер Фара. X. играет роль и в истории Исаака и Иакова (Быт. XXVIII, XXIX). Дальнейшие сведения о X. встречаются уже в ассирийских летописях. "Страна X." упоминается Тиглатпалассаром I. Салманассар II строил в местном храме Сина. В это время уже область X. была наводнена арамеями и приняла участие в восстании 762 г., за что Ассурдан лишил его, наравне с Ассуром, привилегий. Последние были возвращены Саргоном II. Ассаргоддан вопрошал местного бога об успехе египетского похода, а Ассурбанипал короновался здесь короной Сина, реставрировал храм и возвел своего младшего брата в верховные жрецы "Сина, обитающего в X.". Набонид (см.) также восстановлял Эхульхуль, храм Сина в X., "на камне Ассурбанипала", после его разрушения мидянами и скифами. С падением Вавилона X. перешел во власть персов. Богатство и торговля X. засвидетельствованы прор. Иезекиилем (XXVII, 23), Плинием ("N. H.", 12, 40), который упоминает между прочим о производстве в X. благовоний, и Иосифом Флавием. При Александре Великом X. принял македонский гарнизон (Dio Cass., 37, 5) и греко-македонских колонистов. При Диадохах область X. превратилась в царство Осроэну; основание Едессы 132 г. создало X. соперника. В борьбе римлян с парфянами и сассанидами X. всегда стоял на стороне первых, как город эллинистической культуры. Его греческое название Карры (??????) неоднократно бывало связано с разными событиями римской истории. Здесь в 53 г. до Р. Хр. разбит и убит Красс ("Carrhae Crassi clade nobiless", в 217 г. убит Каракалла, в 296 — разбит Галерий. Город переходил из рук в руки, получал милости от римлян (сделан во II в. римской колонией, граждане получили титул филоромеев, город — Аврелии и метрополии) и не раз подвергался карам от парфян и персов. Временно X. был под властью Пальмиры (Одената). Диоклетиан, урегулировав снова границу империи, образовал две провинции: Осроэну и Месопотамию. Во время войны с Сапором II пожар опустошил X., и он надолго сошел с первенствующей роли, уступив место Едессе и Нисивии. Юлиан, во время персидск. похода радушно принятый харранскими язычниками, гадает в их храмах и приносит человеческие жертвы. В византийское время X. также постоянно страдал от варварских нашествий (гуннское, 395 г.), персидских войн и переходил из рук в руки; благосостояние его падало. Наконец, в 639 г., X. попал в руки арабов. Христианство в X. появилось поздно, распространялось туго и никогда не было сильным, как и в других местах древних культов. Город не имел епископа еще при I всел. соборе; первый епископ упоминается 361 г.; его преемник Вит, известный святостью жизни, подписался под постановлением константинопольского собора 381 г. Известный Ива едесский посвятил своего молодого, изнеженного брата Даниила в епископы X.; он был подкуплен язычниками и подвергся низложению на разбойничьем соборе; в 546 г. в X. был епископом монофизит Сергий; яковиты одержали верх, после временного торжества сначала православия, потом несторианства в половине VIII в. Но христианство никогда не играло видной роли в Х., равно как и иудейство: Вениамин Тудельский насчитывал здесь только 20 еврейских семейств. Настоящей религией X. долго было язычество, сообщившее городу греческое имя Еллинополя, пережившее византийское владычество и представлявшее эллинизированную вавилонскую религию, причем образованные классы были проникнуты идеями неоплатонизма. В 830 г. при халифе Мамуне было открыто на них гонение. Тогда они основали, для подкупа чиновников, особую кассу "на случай беды" и прикрылись освященным кораном именем сабиев, под которым и известны в истории. Вообще, долго оставаясь убежденными язычниками, жители X. по внешности скоро ассимилировались с арабами и даже стали принимать их имена. Арабские писатели часто повествуют о храмах и культах X. Главный из них, в честь божества Луны, лежал в вост. части города; он был укреплен, в крипте были идолы, которых не ставили на виду из боязни мусульман. Он существовал до XIII в., когда был разрушен татарами. Другой храм месяца был в зап. части. Сюда были богомолья 20-го нисана (апрель) в ожидании из Индии "идола бога воды". В окрестностях X. были храмы "Гермеса" (планеты Меркурия, может быть — того же Сина) и Баалаты (Венеры). Сюда были тоже пилигримства и процессии. Культ пользовался терпимостью и отправлялся торжественно. Ежегодно 30-го декабря жрец с храмовой кафедры в девять ступеней возглашал молитву о благоденствии общины и разрушении церквей и мечетей, выстроенных на священных для сабиев местах. Для успокоения магометан они еще называли свою религию Ноевой, или Авраамовой, а свои священные книги — сифовыми и еноховыми, пользуясь ходячим сопоставлением лунных божеств с Гермесом Трисмегистом, а последнего — с Сифом и Енохом. Во главе общины стоял верховный жрец. Списки этих жрецов сохранились у араб. писателя Эн-Недима. Во 2-й половине IX в. в X. произошел раскол. Ученый Табит-Бен-Коррах, известный и в Европе многочисленными философскими и богословскими сочинениями и переводами с греческого, разошелся в догматических вопросах с общиной и был отлучен верховным жрецом. Удалившись в Багдад, он основал там новую общину сабиев, которая скоро затмила X. Многие ученые багдадские сабии были известны при дворе халифов; к ? в. прекращается в X. верховное жречество, а с конца XI в. теряются следы харранских сабиев. По свидетельству Абу-эль-Азиза, они совершенно вымерли к XII в. Едва ли можно думать о прекращении секты путем пропаганды: сабии, даже их ученые и поэты, были упорными язычниками не по упрямству, а по глубокому убеждению, так как, несмотря на суеверные обычаи и культ, требовавший человеческих жертвоприношений, их религия соединяла в себе лучшие идеи арамейско-вавилонского греч. язычества, очищенного неоплатонизмом и не оставшегося без влияния христианства и ислама. Догматика различала между единым верховным божеством и его посредниками — духами, обитающими в планетах. Мораль была высока, нравственность была не ниже мусульманской. Современная деревушка на Балихе заключает в себе кое-какие следы прошлого — фундамент стен, давший возможность Захау составить план др. города, развалины базилики и мечети. Местность населена бедуинами, которые показывают колодезь Ревекки.См. Chwolson, "Die Ssabier und der Ssabismus" (I — II, СПб., 1856); Mez, "Gesch. d. Stadt Harran" (Страссб., 1892); Sachau, "Reise in Syrien und Mesopotamien" (Лпц., 1883); Ainsworth, "Haran in Mesopotamia" ("Proceedings of the Soc. Bibl. Archeol.", XIII).Б. Т.(function(){function get_correct_str(a,b,c,d,e){(!e)&&(e="%d");var g,f=a%100;f>10&&f1&&f1?h.join(a):a+" "+g}var postMessageReceive = function(e){ //console.log("EVENT ", e.data); if(e.data == "vid_has_advert") { document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = false; var iTimeout = 31; var btn = document.getElementById("video-banner-close-btn"); var interval = setInterval(function() { // console.log("..."); iTimeout--; if(iTimeout) { btn.innerHTML = "Рекламу можно будет закрыть через "+get_correct_str(iTimeout, "секунду", "секунды", "секунд")+""; } else { btn.style.cursor = "pointer"; btn.style.fontSize = "14px"; btn.innerHTML = "Закрыть"; btn.className += " Activated"; btn.onclick = function() { this.parentElement.parentElement.removeChild(this.parentElement); } clearInterval(interval); } }, 1000); } if(e.data == "end_reklam_videoroll") { // Видеоряд закончился, но мог загрузиться другой. С небольшой задержкой проверим, не скрыл ли videopotok свой iframe setTimeout(function() { if(document.getElementById("adv_kod_frame").hidden) document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = true; }, 500); }}if (window.addEventListener) { window.addEventListener("message", postMessageReceive);} else { window.attachEvent("onmessage", postMessageReceive);}})();

Возможно захотите узнать: Харрадор, Харри, Меркадье.

Уважаемые посетители сайта!

На данной странице представлена информация о Харран в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Если Вы считаете, что допущены какие-то ошибки, прошу Вас написать об этом администрации сайта. Ошибочный запрос - jghtltktybt gjyznbz [fhhfy d ckjdfht ,hjrufepf tahjyf. Такие ошибки обычно происходят, когда при вводе запроса в строку поиска пользователь забыл сменить раскладку клавиатуры.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://brokgauz-efron.ru/109903/
  • HTML-код ссылки: <a href='http://brokgauz-efron.ru/109903/'>Харран</a>
  • BB-код ссылки: [url=http://brokgauz-efron.ru/109903/]Харран[/url]

© 2018, Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона