Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕвфронаСлова на букву «Й» в энциклопедии Брокгауза и ЕфронаЙатрохимики

Йатрохимики в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Йатрохимики

(химиатрики) и Йатрофизики — в истории медицины представители двух школ, боровшихся между собой в XVII в. Й. объясняли физиологич. и патологические явления человеческого организма химическими процессами и соответственно этому пытались лечить болезни с помощью химич. препаратов, йатрофизики сводили все явления живого организма, здорового и больного, к законам физики. В сторону йатрохимии врачи направлены были воззрениями алхимиков, считавших философский камень могущественнейшим и универсальным целебным средством, равно как открытием многих химических препаратов, оказывающих то или иное определенное влияние на организм. В этом именно смысле последний великий алхимик Базилиус Валентин (см. соотв. статью) стоит на рубеже чистой алхимии и йатрохимии. Но собственно первым основателем йатрохимии был Парацельс. В связи с алхимическим теориями о сложном составе металлов из философск. серы и ртути, считал он оба эти вещества, вместе с философской солью, основными элементами всякого организма. Сера, ртуть и соль — основные элементы, введенные алхимиками вместо известных 4 начал Эмпедокла, не представлялись для Парацельса вполне сходными с теми веществами, которые под этим именем встречаются в природе. Они служили для него лишь символами, характеризующими отношения различных веществ к огню. Так, сера означала понятие о горючести и изменяемости вообще, ртуть выражала собой способность вещества улетучиваться без изменения от нагревания, соль представляла символ устойчивости, неразрушаемости от огня. Гармоническое сочетание этих трех элементов обусловливает нормальное физиологич. состояние организма, процессы которого, и в частности пищеварение, регулируются не зависимым от человеческой воли духовным существом, археем. Всякое изменение во взаимных отношениях этих трех элементов, преобладание одного из них приводит к болезни. Так, избыток серы вызывает лихорадку и чуму, преобладание ртути создает параличи и уныние, соли — водянку и понос и т. д. Задача врача состоит в том, чтобы выяснить эти отношения и восстановить нормальное сочетание трех основных элементов, для этого он, с помощью химич. целебных средств, должен устранить вредный избыток или пополнить замеченный недостаток того или другого из основных элементов. Для достижения этой цели необходимо, конечно, и изучение химического состава целебных средств, что и составляет задачу химии. Выдающиеся Й. после Парацельса: Леонгард Турнейссен, Тюрке де Майерн, Либавиус; самостоятельными исследователями в этом направлении явились: ван Гельмонт (см.), Франц де ла Боэ (см. Сильвиус) и Тахениус. Гельмонт, между прочим, считал воду одной из важнейших составных частей организма и одной из главных причин нормальных и патологических жизненных процессов. Йатрофизическое направление в медицине создалось, главным образом, под влиянием открытия кровообращения, сделанного Гарвеем в 1616 г. Предшественником йатрофизиков был Санторио Санторо из Капо д'Истрии (1561—1636, профессор в Падуе и Венеции), который с достойным удивления терпением в течение 30 лет исследовал колебания веса своего тела, в здоровом и больном состоянии, и доказал существование невидимых потерь. Крупнейшим же из йатрофизиков является Альфонсо Борелли (см. соотв. статью), который явления живого организма сводил к законам статики и гидравлики, а самый организм сравнивал с простой машиной. Система Борелли нашла себе всего более приверженцев в Италии, где среди йатрофизиков особенно выделялись Лоренцо Беллини (1643—1704, профессор в Пизе) и Юрий Бальиви (1669—1707, профессор в Риме), и в Англии, где в том же духе действовали Джемс Кейлль, Юрин, Георг Чине (Cheyne). Во Франции, Нидерландах, отчасти и в Германии перевес имели Й. Сильнее всего противоречие между йатрохимиками и йатрофизиками выступало в учениях о пищеварении, кроветворении, питании, о превращении венозной крови в артериальную. Так, на пищеварение первые смотрели, как на форму "брожения", т. е. молекулярного процесса, вызванного ферментативным действием слюны, поджелудочного сока, и особенно желчи; вторые усматривали в пищеварении лишь процесс механического растирания пищи желудочными станками. Образование крови и питание Й. рассматривали как химические процессы, поддерживаемые оживляющим влиянием жизненного духа; йатрофизики же видели в питании, отделениях и т. п. механическое действие кровяного давления и колебаний последнего, зависящих от ширины, распределения и пр. сосудов. Йатрофизикам должно вменить в заслугу то обстоятельство, что теоретические взгляды оказывали лишь очень ограниченное влияние на их практическую деятельность. Поспешность же, с которой законы механики применялись к живому организму, повела к крупнейшим ошибкам. Еще худшие последствия имела торопливость в применении химии, которая сама в то время едва располагала элементарными сведениями, к решению труднейших физиологических задач. Обе школы не остались без влияния на дальнейший ход развития медицинских знаний, а учение йатрохимиков знаменует собою известную эпоху и в истории химии, — эпоху, обнимающую период со середины XVI до конца XVII в., о чем см. Химия (история).

Возможно захотите узнать: Йасон (мученик), Йебенс Адольф, Козьма Иерусалимский.

Уважаемые посетители сайта!

На данной странице представлена информация о Йатрохимики в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Если Вы считаете, что допущены какие-то ошибки, прошу Вас написать об этом администрации сайта. Ошибочный запрос - jghtltktybt gjyznbz qfnhj[bvbrb d ckjdfht ,hjrufepf tahjyf. Такие ошибки обычно происходят, когда при вводе запроса в строку поиска пользователь забыл сменить раскладку клавиатуры.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://brokgauz-efron.ru/131280/
  • HTML-код ссылки: <a href='http://brokgauz-efron.ru/131280/'>Йатрохимики</a>
  • BB-код ссылки: [url=http://brokgauz-efron.ru/131280/]Йатрохимики[/url]

© 2018, Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона