Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕвфронаСлова на букву «Й» в энциклопедии Брокгауза и ЕфронаЙога

Йога в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Йога

(санскр. yoga): 1) у индусов напряженное сосредоточение духа, созерцание Божества, в результате которого получается мистическое соединение души с Богом, когда душа "чувствует себя в Боге и Бога в себе". 2) Так же называется одна из шести индийских философских школ, по преданию, основанная во II в. до Р. Хр. Патанджали; по его имени она назыв. также Patanjala. Понятие Й., как отвлечения мысли от внешних вещей и сосредоточение их на высшем духе, существовало, однако, еще раньше Патанджали. Древнейшим учителем школы считается в предании мудрец Яджнявалкья (см.), ок. 360 г. до Р. Хр.; в его Законнике уже излагается учение Й. Патанджали, по-видимому, только привел это философское учение в систему и изложил его в так. назыв. Йогасутра (учебник Й.). Оно имеет много общего со школой Санкхья (см.), вместе с которой часто упоминается, откуда возникает даже особый термин (в двойственном числе) — Санкхья-Й. В подробностях взаимное отношение этих двух школ еще не вполне выяснено. Общая черта — первичный дуализм духа и материи; методы схожи, но Й. отличается ясно выраженным атеистическим направлением (Санкхья — атеистична) и признает существование не только индивидуальной души, но также и всепроницающего верховного духа, свободного от всех влияний, имеющих силу над прочими душами. Из этого верховного и начального духа берут начало все отдельные души. Чтобы достигнуть соединения души с Богом указываются определенные благочестивые упражнения и разные виды умерщвления плоти. Эта практическая сторона учения Й. достигла, с течением времени, особого развития. Школа Й. возникла, по-видимому, позднее Санкхья и, быть может, представляет собой атеистическое дополнение или дальнейшее развитие этой последней. Последователи учения — йоги, или йогины, — для достижения конечной цели должны пройти следующие четыре ступени: 1) изучение правил Й., 2) приобретение совершенного их знания, 3) применение этого знания на практике и победа над материальным влиянием первичных стихий, 4) уничтожение всякого сознания своей личности. Таким образом получается тожество живого духа (Jivatman) с верховным (Brahma), созерцающего — с предметом созерцания.Литература: Patanjali, "The Yoga aphorisms" (изд. в Аллахабаде, 1852—53; в Калькутте, с комментариями и английским переводом, 1881—1883); "Patanjala-Darahsna or aphorisms of P. philosophy" (Калькутта, 1880); "The Yoga Sutra" (перев. с предислов. и примеч., Бомбей, 1890); английский перевод под заглавием: "Aphorisms of the Yoga etc.". Монографии: Paul, "On the Yoga philosophy" (З изд., Бомбей, 1888); Markus, "Die Yoga Philosophie nach dem Rajamartanda" (Галле, 1886).С. Булич.

Возможно захотите узнать: Йовиш, Йогачарья, Планар.

Уважаемые посетители сайта!

На данной странице представлена информация о Йога в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Если Вы считаете, что допущены какие-то ошибки, прошу Вас написать об этом администрации сайта. Ошибочный запрос - jghtltktybt gjyznbz qjuf d ckjdfht ,hjrufepf tahjyf. Такие ошибки обычно происходят, когда при вводе запроса в строку поиска пользователь забыл сменить раскладку клавиатуры.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://brokgauz-efron.ru/46844/
  • HTML-код ссылки: <a href='http://brokgauz-efron.ru/46844/'>Йога</a>
  • BB-код ссылки: [url=http://brokgauz-efron.ru/46844/]Йога[/url]

© 2018, Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона