Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕвфронаСлова на букву «Т» в энциклопедии Брокгауза и ЕфронаТайлор Эдуард-Бернет

Тайлор Эдуард-Бернет в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Тайлор Эдуард-Бернет

(или Тэйлор; Tylor) — знаменитый английский антрополог. Род. в 1832 г. К тому времени, когда Т. выступил на научное поприще, три отрасли знания, составляющие в совокупности науку антропологию — пальэтнология (состояние человека в доисторическую эпоху), физическая антропология (положение человека среди органической природы и учение о расах) и описательная антропология (этнография, первобытная культура) — стояли по отношению друг к другу совершенно изолированными и находились не на одинаковой ступени развития. Первая из них, опираясь на положительные данные археологии, гео- и палеонтологии, успела завоевать всеобщее признание; добытые ею результаты были изложены в классической книге Ляйэлля "Древность человека". Физическая антропология располагала такими исследованиями, как "Положение человека в ряду органических существ" Гёксли, "Происхождение человека" Дарвина, сочинения Брока. Значительно отстала только описательная антропология, оставаясь, несмотря на труды Вайца и Бастиана, преимущественно собранием фактов, разрозненных, необобщенных и необъясненных. Необходимо было применить к ним метод естествознания, классифицировать их, сравнить, ввести в общий круг эволюции. Выполнение этой задачи выпало на долю Т. Горячий и убежденный эволюционист, строгий позитивист в методологическом отношении, Т. отлично понимал трудность разрешения таких вопросов, в которых, по его собственным словам, "руководящие факты никогда не были подвергаемы даже самой грубой группировке. "История человечества, — говорит Т., — есть часть истории природы; наши мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием кислот и оснований и ростом растений и животных... Если где-нибудь закон существует, то он должен быть везде". Вопрос об усовершенствовании метода антропологии всегда стоял для Т. на первом месте. В 1889 г., много лет спустя после того как он сделался знаменитым, он представил Антропологическому институту доклад о новом методе для исследования учреждений — методе статистического сопоставления (method of adhesion), свидетельствующем, по его образному выражению, что "человеческие учреждения представляют такие же ясные наслоения, как и земля, по которой мы ходим". С позитивизмом натуралиста Т. соединяет глубокое философское творчество. Первое сочинение, сразу прославившее T., — "Researches into the history of Mankind". Здесь он впервые философски объединил все три отрасли антропологии, связав их с проблемой цивилизации, и наглядно показал, что для понимания фактов первобытной культуры необходимо признать историю человечества процессом постепенного непрерывного развития и что только универсальная тождественность человеческой природы может объяснить поразительное сходство в произведениях материальной и духовной культуры при условиях, не допускающих возможности заимствования. Т. положил конец двум старым предрассудкам, державшимся особенно упорно в Англии, доказав, что состояние первобытных народов не было результатом вырождения от предшествовавшей высшей ступени культуры, а религия их не была искажением первоначальной, некогда всеобщей, религиозной истины. Кардинальным трудом Т. является его "Primitive culture" (1871), до сих пор сохранивший всю свою научную ценность. Леббок, выступивший одновременно с Т., признает в предисловии к своему труду "Начало цивилизации", что он следовал плану Т., а такие первоклассные ученые, как Фразер, А. Ланг, Джевонс считают себя учениками и продолжателями Т. "Основания социологии" Спенсера, особенно в той части, которая касается первобытных верований, рядом с исследованиями Т. теряют ценность оригинальности. Ныне вошедшие во всеобщее употребление термины "переживание" (survival) и "анимизм" навсегда останутся связанными с именем Т. И это не только термины — это глубокие учения, открывшие вход в самые темные и важные отделы науки. Теория переживаний по справедливости может быть поставлена рядом с открытием рудиментарных органов: как эти последние служат наглядным доказательством эволюции от низших к высшим организмам и в то же время являются результатом эволюционного процесса, так точно и культурные переживания служат живым свидетельством эволюции от первобытных к высшим воззрениям и сами в свою очередь эволюцией объясняются. Учение об анимизме осветило ярким светом загадочные вопросы мифологии, установило неразрывную генетическую связь между религиями самых низших и самых цивилизованных народов и положило прочное основание для новой науки — сравнительного изучения религий (см.). Другие выводы Т. относительно развития языка, письменности, счета, смешения объективного с субъективным в первобытной психологии — также оказались ценными вкладами в науку. Широкой известностью пользуется "Антропология" Т. (1881). При всей популярности изложения, делающей ее привлекательной и доступной для среднего читателя, эта книга имеет все достоинства философского исследования, объединяющего одной общей концепцией все стороны физической и духовной жизни человека от периода древнекаменного и пещерного человека до века пара и электричества. В сравнении с другими английскими антропологами и фольклористами Т. может показаться малопродуктивным, но это объясняется большей его добросовестностью. Так, напр., над небольшим докладом в 25 стр. ("On a method of investigating the development of institutions, applied to laws of Marriage and Descent"), напечатанным в журнале Антропологического института за 1889 г., он работал в течение многих лет, классифицируя по собственному методу брачные и другие сопутствующие им обычаи 350 племен. Выводы, к которым он пришел в этом маленьком трактате, ценнее многих объемистых трудов более продуктивных писателей. Путем чисел и графического сравнения он установил преемственность матриархата и патриархата, зависимость многих брачных обычаев (напр. обычая избегать родственников жены и т. п.) от местожительства мужа (перехода его в дом жены или обратно), отсутствие института похищения в матриархальный период и исключительную связь его с патриархатом и т. д. Если некоторые выводы его требуют ограничений и изменений (см. Умыкание), то вина не в методе, а в качестве этнографического материала. Метод Т. начинают применять в других областях обществоведения; так, Штейнметцер с успехом применил его к истории развития наказания ("Ethnologische Studien zur ersten Entwickelung der Strafe"). В результате своих исследований Т. неизменно приходил к выводу, что в общей сложности история человечества была историей прогресса и что различия в степенях его коренятся не в расовых различиях, а в моменте и степени развития. "Для двигателей всего здравого и преобразователей всего ложного, — говорит Т., — антропология вдвойне полезна. Она может запечатлеть в человеческих умах идею последовательного развития, которая побудит их работать с тем большей энергией, что масса света в мире вообще увеличилась и там, где некогда блуждали толпы варваров, цивилизованные люди часто могут уже идти вперед, ясно видя путь перед собой. Способствуя прогрессу и уничтожая препятствия к нему, наука культуры является наукой реформы по преимуществу". Сочинения Т. соединяют в себе простоту с изяществом, ясность и точность с образностью и увлекательностью. Главнейшие сочинения Т. в хронологическом порядке: "Anahuac or Mexico and Mexicans" (1861), "Researches into the Early History of Mankind" (1865; 2 изд., 1870), "Primitive culture, researches into the development of Mythology, Philosophy, Religion, Art and Custom" (1871, 2 изд., 1873, 3 изд. 1891), "Anthropology, an introduction to the study of Man and Civilization" (1881). Последние три сочинения имеются в русском переводе: "Доисторический путь человечества и начало цивилизации" (М., 1868); "Первобытная культура" (СПб., 1-е изд. 1873, 2 изд. 1896) и "Антропология" (СПб., 1882). О статистическом методе Т. см. ст. Л. Крживицкого в "Жизни" за 1901 г., январь ("Современное положение этнограф. социологии").Л. Ш—г(function(){function get_correct_str(a,b,c,d,e){(!e)&&(e="%d");var g,f=a%100;f>10&&f1&&f1?h.join(a):a+" "+g}var postMessageReceive = function(e){ //console.log("EVENT ", e.data); if(e.data == "vid_has_advert") { document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = false; var iTimeout = 31; var btn = document.getElementById("video-banner-close-btn"); var interval = setInterval(function() { // console.log("..."); iTimeout--; if(iTimeout) { btn.innerHTML = "Рекламу можно будет закрыть через "+get_correct_str(iTimeout, "секунду", "секунды", "секунд")+""; } else { btn.style.cursor = "pointer"; btn.style.fontSize = "14px"; btn.innerHTML = "Закрыть"; btn.className += " Activated"; btn.onclick = function() { this.parentElement.parentElement.removeChild(this.parentElement); } clearInterval(interval); } }, 1000); } if(e.data == "end_reklam_videoroll") { // Видеоряд закончился, но мог загрузиться другой. С небольшой задержкой проверим, не скрыл ли videopotok свой iframe setTimeout(function() { if(document.getElementById("adv_kod_frame").hidden) document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = true; }, 500); }}if (window.addEventListener) { window.addEventListener("message", postMessageReceive);} else { window.attachEvent("onmessage", postMessageReceive);}})();

Возможно захотите узнать: Тайлор Захария, Тайлор Джордж, Верхне-Булайское село.

Уважаемые посетители сайта!

На данной странице представлена информация о Тайлор Эдуард-Бернет в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Если Вы считаете, что допущены какие-то ошибки, прошу Вас написать об этом администрации сайта. Ошибочный запрос - jghtltktybt gjyznbz nfqkjh 'lefhl-,thytn d ckjdfht ,hjrufepf tahjyf. Такие ошибки обычно происходят, когда при вводе запроса в строку поиска пользователь забыл сменить раскладку клавиатуры.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://brokgauz-efron.ru/99072/
  • HTML-код ссылки: <a href='http://brokgauz-efron.ru/99072/'>Тайлор Эдуард-Бернет</a>
  • BB-код ссылки: [url=http://brokgauz-efron.ru/99072/]Тайлор Эдуард-Бернет[/url]

© 2018, Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона